book

Не боги... А как хотели ими стать!

Ознакомилась, наконец-то, с творчеством Донны Тарт. Начала с "Тайной истории", позднее попробую "Щегла" и, может быть, "Маленького друга".

Donna Tartt. The Secret History (10/10)



Из аннотации к русскому изданию:[Spoiler (click to open)]"Действие происходит в небольшом колледже в Вермонте, куда девятнадцатилетний Ричард Пейпен приезжает изучать древнегреческий язык. Новые друзья Ричарда – четверо молодых людей и одна девушка – умны, раскованны, богаты и так увлечены античной культурой, что рассматривают себя чуть ли не как особую касту ее хранителей. Их дружба не выдерживает, однако, натиска современного мира. В веселой и сплоченной компании происходит убийство. Пытаясь через много лет осмыслить случившееся, герой по дням воспроизводит свою студенческую жизнь, этапы отношений с однокурсниками и любимой девушкой."

Мои впечатления:

Несмотря на порядочный объем (английское издание тянет на 629 страниц, русское - на 700 с хвостиком), прочитала запоем (ближе к финалу даже засиделась до трех ночи). Это не детектив как таковой, несмотря на наличие в этой истории убийства (на самом деле убийство было не одно, но про точное количество спойлерить не буду, ибо это часть саспенса - "убьют или не убьют, если да, то кого"). Очень сильная психологическая составляющая, именно из-за нее я и проглотила эту книгу буквально за несколько дней (и, как уже сказано выше, ночей).

В начале романа Ричард Пейпен, от лица которого ведется рассказ, видит на территории университета группу молодых людей, которые кажутся ему почти богами - они умны, красивы, харизматичны и недоступны в своем маленьком кружке во главе с еще более умным и харизматичным преподавателем древнегреческого. Когда он неожиданным для себя образом все-таки оказывается включенным в их компанию, ему кажется, что он попал на Олимп, и чтобы задержаться там, он и поклоняется им, и одновременно жаждет стать таким же - одним из них.

Самое интересное, что даже по мере развития всех трагических событий, сопровождающихся многими атрибутами античных трагедий (безумство, убийство, схождение с ума, убийство, безумие, смерть, и где-то на заднем плане время от времени появляется любовь), эти молодые люди на становятся менее похожими на богов, но уже в другом ракурсе: достаточно вспомнить всё, что, согласно мифам, творили древнегреческие боги в приступах страсти, гнева, равнодушия, ревности. Только вот герои "Тайной истории" - обычные люди, они не обладают бессмертием или хотя бы регенерирующей способностью тех, кому они пытаются подражать. И уж тем более у них нет божественного иммунитета против людского суда - и это многое меняет, потому что возможность наказания влечет за собой Страх.

По ходу чтения на ум приходили три романа других авторов: "Возвращение в Брайдсхед" Ивлина Во, "А порою очень грустны" Джеффри Евгенидиса, но особенно часто - "Волхв" Джона Фаулза. С "Волхвом" у "Тайной истории" вообще очень много общего, не в последнюю очередь то, как главного героя (и, по совпадению, рассказчика) мотает от доверия к неверию и паранойе: на каком-то этапе Ричард Пейпен так же Николас Эрфе начинает понимать, что им играют, но уже не может вырваться из этой игры - вернее, не хочет. В конце концов в обоих случаях дело доходит до того, что герои-рассказчики перестают различать, где кончается реальность и начинается кошмарный сон. Ну и не будем забывать про античную мифологию, играющую в обеих историях свою особенную и очень важную роль.